НАЧАЛО    О МАРЛЕНЕ МОШ    СОБЫТИЯ    СТИХИ    ПЕСНИ    ФОТО    ВИДЕО    ГОСТЕВАЯ    АФИША 
Марлена МошСобытияМузыкальный фестиваль «Корни и крона», 2010. «Армянские мелодии в древних духовных традициях»
Музыкальный фестиваль «Корни и крона», 2010. «Армянские мелодии в древних духовных традициях» Пресса

«В изучении Армении я нашел неиссякаемый источник высших, духовных радостей… я увидел в истории Армении целый самобытный мир, … раньше неизвестную мне вселенную, в которой блистали и светились высокие создания подлинного художественного творчества»

Валерий Брюсов.

В концерте фестиваля «Корни и Крона» с программой "Армянские мелодии в древних духовных традициях" 25.07. с произведениями Саят-Нова, Комитас выступили:

Марлена МОШ — вокал, Грант Айрапетян — кеманча, Рудольф Нанян — дудук

Выступление состоялось во Дворце Дурасова, Люблино. Грант Айрапетян на кяманче и Рудольф Нанян на дудуке по очереди сменяли Марлену Мош на сцене, наполняя дворец Дурасовых колоритом древних аутентичных интонаций. Великие музыканты Комитас и Саят Нова, музыку которых они играли, были поистине интернациональными деятелями культуры, путешествовали и творили на разных языках.

По свидетельству поклонников Марлены Мош, пришедших насладиться армянской музыкой в её исполнении несмотря на летнюю жару, голос Марлены, как горный ручей своими переливами наполнял своды дворца. Прекрасная акустика центрального круглого зала дала возможность в полной степени ощутить колорит Древней Киликии (Древней Армении). Исполненные Марленой Мош древние шараканы разливались волнами благодати и благодарности Небу и Земле.

Марлена Мош впервые исполнила шараканы – древние песнопения.

– Расскажите пожалуйста, Марлена, что такое шараканы?

– Древние музыканты под Мансурумом подразумевали учение о церковных песнях, мелодиях и хазах (армянская нотопись). Песнопения по законам Мунсурума называют шараканами. Знатоков Мансурума было немного, они скрывали свои знания. Мелодии шараканов в основном дошли до нас без изменений. Мелодии шараканов можно сравнить с намоленной церковью, чудом сохранившейся в течении многих веков. В этих мелодиях струится родник из давних веков когда многие нации, ныне сформировавшиеся, пересекались. Ведь известно, что у древних армян были голубые глаза и рыжие волосы!

– Есть ли отличия армянской народной музыки от другой?

– Армянская церковная и народная музыка основана не на европейской октавной системе, а на системе тетрахордов – причем так, что последний звук предыдущего тетрахорда становится первым звуком следующего.

Например, вот как высказался основоположник армянской национальной музыкальной культуры – Комитас относительно песни «Мокац Мирза»: «Эта песня очень стара, возможно родилась во времена язычества. В ней слышны могучие голоса, гордое мужество. Это идет от наших высоких гор, гремящих вод, грозных утесов. Должно быть, храбрые патриархи-родоначальники пели эту песню. Наверное Дзенов Оган (Оган Горлан) его пел, а Давид Сасунский слушал.»

Марлена Мош исполняет народную плясовую песню Танец гор (Цап пар)


Рудольф Алексанович Нанян мастер игры на дудуке и даёт уроки (обращайтесь:495-5005982). «Дудук» – в переводе с армянского означает «душа абрикосового дерева». Говорят, что звучание этого армянского этнического инструмента словно открывает двери в душе и показывает путь к сокровенным тайнам бытия.

Грант Айрапетян виртуозно играл на четырехструнной армянской скрипке – кеманче, инструменте, на котором по преданию играл легендарный армянский музыкант и поэт Саят-Нова. Теперь кеманча ассоциируется в первую очередь с именем Гранта Айрапетяна. Он хранит верность своему инструменту на протяжении долгих лет.

– Я играю все, – говорит Грант, – и Чайковского, и джаз, все что угодно. И даже не я, а кеманча: этот инструмент играет все.


Музыкальный фестиваль «Корни и крона», в котором состоялось выступление "Армянские мелодии в древних духовных традициях", имеет целью проследить связи между древними и современными инструментами, исторической и современной практикой звукоизвлечения.

Музыкальные акустические инструменты, на которых сейчас играют во всём мире, родились не вчера и не в прошлом веке. Они пришли к нам из глубины веков, из времён крестовых походов и даже ещё раньше, из библейских времён. Многие инструменты, пройдя через эпохи и страны, претерпели видоизменения, став современными скрипками, флейтами, гитарами. Другие исчезли из профессионального обихода, перейдя в разряд музейных, редких, или оставшись в качестве народных инструментов. Этнические инструменты и их европейские разновидности звучат сегодня в руках профессиональных музыкантов, исполняющих средневековую или ренессансную музыку.

Изменения произошли и в вокальном звукоизвлечении. До сих пор в культуре некоторых народов сохранились навыки пения, идущие с древних времён. Некоторые современные вокальные ансамбли восстанавливают древние традиции и доносят до слушателя живую атмосферу ушедших эпох.

Пробудился интерес к музыке прошлого в её подлинном виде. Музыканты ищут инструменты того времени, когда была написана музыка. Мастера стали делать копии подлинных инструментов. Происходит процесс возрождения подлинных приёмов игры. Всё это стали называть «аутентизмом», или «исторической практикой». Движение аутентизма охватывает всё большее число сторонников, как исполнителей, так и слушателей. Сегодня растёт интерес к этнической музыке, неразрывно связанной с исторической практикой исполнения.

ПОЛИИНФОРМ

Марлена Мош с песней Авун, авун (о птице дивной)
Грант Айрапетян — кеманча
Рудольф Нанян — дудук
Марлена МОШ — вокал, Грант Айрапетян — кеманча, Рудольф Нанян — дудук


Дата: 05.08.2010 (Прочтено: 1860)
Copyright © Марлена Мош   Все права защищены.


ПечататьПечатать
ОтправитьОтправить
Самая читаемая в этой теме статья
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС - Журнал ЭТНОСФЕРА о Марлене Мош



При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.