НАЧАЛО    О МАРЛЕНЕ МОШ    СОБЫТИЯ    СТИХИ    ПЕСНИ    ФОТО    ВИДЕО    ГОСТЕВАЯ    АФИША 
Марлена МошСобытияЖурнал Studio Д`Антураж. «Синтез творчества. Вспоминая Сергея Дягилева»
Журнал Studio Д`Антураж. «Синтез творчества. Вспоминая Сергея Дягилева» Пресса

Каждая эпоха рождает гениев в музыке, поэзии, литературе, живописи. Болея душой о состоянии национальной культуры, надо помнить о тех, кто объединял гениев различных видов искусства, давал им дорогу в жизнь. Любовь Коряковская размышляет, что же происходит сейчас.

Блистательная культура Серебряного века — для нас сегодня явление истории, утраченное и невозвратимое, как любая эпоха. Творческие люди часто к ней обращаются, любят поразмышлять, сравнить с тем, что происходит сейчас. Это, возможно, оттого, что Серебряный век — наиболее близкая к нам эпоха синтетического, наполненного искусства, время последнего в истории большого стиля — модерна, объявшего различные жанры, зазвучавшие в единой и мощной симфонии. Тяга к синтезу была в музыке Скрябина, в творчестве Кандинского, в театре Мейерхольда, в парижских сезонах Дягилева.

В нашу нынешнюю эпоху все разваливается, раскалывается общая картина культуры на отдельные несвязные куски, извращается эстетика. Рождение чего-то подобного Серебряному веку невозможно в эпоху постмодернистских «подмен». Мы видим актуальное «искусство» и современный «театр», оставляющие у многих чувство неудовлетворенности и заставляющие искать эстетическое в событиях истории. Мы снова и снова возвращаемся к Серебряному веку, пытаясь нащупать то, о чем писал Александр Блок:

«...неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга — философия, религия, общественность, даже — политика. Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры». Серебряный век вспоминается с восхищением и одновременно с оттенком чего-то тревожного, как предчувствие грядущей катастрофы. Художники и поэты начала XX века ностальгировали об ушедшей для них эпохе дворянского благоденствия и остро ощущали ее конец. Они страдали от этого состояния подвешенности, зыбкости, туманности, когда уходили в Лету идеалы прошлого, а будущее заявляло о себе лишь кровавыми предреволюционными вспышками. Также и сегодня творческая элита обеспокоена и обескуражена потерей своего места, своих идеалов, неизвестностью надвигающегося.

И удивительно, что за пеленой доминирующей серости сегодня все-таки есть (и их много) талантливые поэты, музыканты, художники, готовые делиться своим неподдельным и искренним творчеством, камерно, безвозмездно, обогащая друг друга и просвещая зрителя.

Вспомню одну лишь встречу, где собрались представители разных искусств. Они исполнили, каждый на своем языке — поэзии, классической музыки, вокала, живописи, «симфонию», от которой сложилось ощущение, что потерянный творческий синтез где-то рядом. Вечер проходил в литературном клубе «Зеленый огонек» при библиотеке № 95 — культурно просветительском центре им. Н. Рубцова (заведующая Л. А. Булатович). Как раз в те дни выбирали нового патриарха — событие, заставляющее поразмыслить даже тех, кто далек от Церкви в своей повседневной жизни. Решено было провести встречу, которая обратила ее участников к мотивам веры, подвижничества, просветительства.

   

В библиотеке устроили выставку работ народного мастера Людмилы Волхонской под названием «Храмы России», открытие которой стало поводом к небольшому концерту. Людмила работает в необычной технике — пишет акрилом по парче, чей золототканый рисунок всегда сквозит через красочные слои, золотит купола храмов, нимбы святых, будто подражая иконе. Касаясь взглядом «живого» изображения, чувствуешь, как этот внутренний свет зажигается внутри тебя самого. «Парча по своему духовному значению, особенно древняя, затканная рассеянными золотыми нитями, есть материальный образ этого проникновения (связей) Божественным светом очищенной плоти мира», - цитирует Людмила известного философа Павла Флоренского. Она назвала цикл своих работ «Свет нового времени».

Тему христианской веры продолжила Марлена Мош — певица и поэтесса, автор сборников «Муза и раб» (2004 год) и «Звук-отзвук» (2008 год), с потрясающе проникновенным голосом, чистым и нежным. Тихо напевая историю о чудесной мифической птице, Марлена на глазах притихших зрителей воскрешала забытые добиблейские мелодии древнеармянских песен, собранные выдающимся музыкальным деятелем конца XIX - начала XX века Комитасом (Согомон Геворкович Согомонян), которого она называет своим духовным учителем. Продолжая собирать по крупицам наследие богатейшей христианской культуры Армении, Марлена создала музыкальную группу «Лорик Джан» из музыкантов, играющих на разных национальных инструментах.

В группу вошел известный пианист Александр Малкус, который помог Марлене собрать большой нотный материал. Ученик Владимира Натансона, Малкус, между тем, помимо того, что превосходно играет, еще и рассказывает слушателям о фортепианной музыке, выступая, таким образом, и в роли просветителя. Так, прежде чем окунуться в бурлящий поток звуков Скрябина и Рахманинова или танцующих радостных пассажей Шопена, Малкус кратко рассказал о характерах самих композиторов, об истории создания этих произведений, дав пищу к раздумьям о природе их творчества. Пианист пригласил на вечер своего друга — болгарского скрипача Павла Минева, который продолжил традицию, рассказав о Моцарте перед исполнением его произведений.

Тема веры, духа, духовности очень многозначна: тут главное, чтобы творчество было живым и искренним, такое, как в дуэте «Живите и Здравствуйте» талантливых исполнительниц и авторов пронзительных в своей правде и в тоже время глубоко лиричных песен — Людмилы Стальновой и Галины Вовченко. Песни они пишут на свои стихи и стихи Евгения Ряпова, самобытного поэта-духовника, члена Международной духовной академии, в произведениях которого рефреном звучат темы Истины, Творца, Спасения. Ряпов, кстати, не чужд и юморесок — и вечер завершился на веселой ноте.

То, о чем писал Блок и что воплощал Дягилев, то, чем пронизано все искусство Серебряного века, есть единое литературно-музыкально-изобразительное пространство. Мы не можем вернуть ту эпоху, но мы можем, размышляя о ней, вернуть и зрителям, и исполнителям это ощущение единства всепроникающей духовности, классической эстетики, которой, к сожалению, современная культура уже давно перестала интересоваться.

Studio Д'Антураж | 2009 3-4

Любовь Коряковская размышляет, что же происходит сейчас
Людмила Волхонская


Дата: 05.06.2009 (Прочтено: 2025)
Copyright © Марлена Мош   Все права защищены.


ПечататьПечатать
ОтправитьОтправить
Самая читаемая в этой теме статья
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС - Журнал ЭТНОСФЕРА о Марлене Мош



При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.